От «сонгстеров» до исполнителей блюзов

Репертуар «сонгстеров» — черных американских музыкантов периода пост-Реконструкции отличался большим разнообразием, он состоял из баллад, танцевальных мелодий, кун-песен, рэгтаймов и частично пересекался с репертуаром белых сельских исполнителей. Порой их поддерживали исполнители на струнных инструментах. Облюбовавшие гитару вместо более ранних банджо и скрипки, второе поколение «сонгстеров» образуют соединительное звено между традициями прежних песен и блюзами. Сохранились некоторые такие записи; одна из них «John Henry» (Vocalion 1094, 1927) Henry Thomas’a из Техаса (род. 1874 — ум. ок. 1959), исполняема на двух гитарах и свирели. Возможно, это один из первых записанных вариантов этой старинной песни. К этому же поколению принадлежал и кузнец из Мемфиса Frank Stokes (род. Татуайлер, Миссисипи, 1883 — ум. 1954), исполняемая им песня «You Shall» (Paramount 12576, 1927) может датироваться началом Гражданской войны. Jim Jackson (Хернандо, Миссисипи, ок. 1880 — ум. Хернандо, ок. 1938) был моложе Стоукса, играл на гитаре просто, но был черезвычайно популярен благодаря песням: «He’s In The Jailhouse Now» (Vocalion 1146, 1928) и «Travelling Man» (Victor 38517, 1928). Подобные песни входили в репертуар каждого «сонгстера», поэтому эта традиция была широко распространена.

Самая ранняя «сонгстерская» запись принадлежит Papa Charlie Jackson’у (род. Новом Орлеане, ок. 1885 — ум. Чикаго, 1935), игравшему на банджо, который по данным «Парамаунт» был: «остроумным, веселым, добросердечным человеком». Джексон работал на ярмарках, скачках и на передвижных представлениях, он записывал более приземленные версии черных фолковых песен, включая «Shave ’em Dry» (Paramount 12264, 1927) Он был выходцем из Луизианы, а высокоголосый Lyke Jordan, блестящий инструменталист, из Северной Каролины; его «Pick Poor Robin Clean» (Victor 20957, 1927) считается выдающейся.

Широту репертуара «сонгстеров», подтверждают записи таких исполнителей, как Mississippi John Hurt и Blind Blake. Живший в Авалоне, Миссиссипи, фермер и железнодорожник Харт (род. Теок, март 1894 — ум. 3. 11. 1966), никогда не был профессионалом; таким образом, наряду со свойственным его музыке качеством, она важна и тем, что придерживается старых традиций. Когда он делал свои самые ранние записи, включа «Frankie» (Okeh 8560, 1928), «Stack O’Lee Blues» (Okeh 8654, 1928), «Spike Driver Blues» (Okeh 8692, 1928) на темы «John Henry», они уже считались стародавними мелодиями. Легкий ритм и быстрые пальцовки были типичными для него, его игра на гитаре превосходно подчеркивала его мягкий голос и почти всегда нашептывающее пение. Харт играл исключительно на местных торжествах, другие же исполнители интенсивно разъезжали по стране. Arthur Blake (Blind Blake) (род. ? Джексонвилл, Флорида, ок. 1895 — ум. ок. 1935) был известен как исполнитель и гитарист во Флориде, Джорджии и восточных штатах. Он много гастролировал, выступал в Теннесси и даже в Детройте. В период с 1926 по 1932 год он записал около 80 вещей включа «инструменталки», одна из которых — «Blind Arthur’s Breakdown» (Paramount 12892, 1929) — продемонстрировала его бесподобную технику. На его игре сильно отразилось влияние рэгтайма — она была легкой и плавной. Многие из его песен хорошо подходили дл танцев, например «Come On Boys Let’s Do That Messin’ Around» (Paramount 12413, 1926); другие же, как «He’s In Jailhouse Now» (Paramount 12565, 1927) происходили из репертуара медицинских шоу. У Блейка был меланхоличный голос, хорошо подходящий для исполнения блюзов и существенно выигрывал при исполнении «Search Warrant Blues» (Paramount 12737, 1928), или «Cold Hearted Mama Blues» (Paramount 12710, 1928) c их чувственным аккомпанементом и соло. Многие исполнители и ранние блюзмены юга участвовали в «медицинских шоу» — уличных представлениях, устраиваемых продавцами патентованых лекарств для привлечени покупателей. Похожие на менестрельные шоу 19 века и зачастую с участием «черных», в этих шоу блюзы преподносились как старые песни. Бродячие исполнители, которых нужда, физическое состояние или склонности заставляли петь и играть на «выживание», также способствовали распространению блюзов. Они следовали примеру уличных церковников, которые практически в то же самое время обеспечивали популярность госпелам. Исполнитель, который пел и играл только блюз, начал вытеснять «сонгстера».

Последние исполняли версии сочиненных ими песен, либо в своих балладах сосредотачивались на легендарных негритянских героях; исполнители же блюзов в своих песнях пели о себе и о тех, кто разделял их переживания. Многие строфы вскоре стали традиционными и вместе с определенными образами вошли в шаблонный запас фраз каждого блюзмена. В песнях блюзмены выражали свои тревоги, крушение надежд или смирение. Некоторые блюзы содержат описания бедствий или личных происшествий; преступления, азартные игры, алкоголь и тюремное заключение — всегда были ведущими темами. Некоторые блюзы нежны, но лишь в немногих выражено это чувство по существу; гораздо большее число выражает желание передвижения или бегства на поезде или по дороге к некоей лучшей земле. Во многих — агрессивна сексуальность. Также в блюзах много того, что сознательно или подсознательно у черных отождествляется с их восприятием отношений с обществом.

Смотрите так же:

Leave a Comment