До самого конца 2-й мировой войны запись блюзов контролировалась несколькими крупными компаниями, но в конце 40-х годов маленькие фирмы, во главе многих из которых стояли черные, занялись производством записей блюзов. Некоторые из них находились в южных городах, в часности, в Мемфисе и Хьюстоне, другие на западном побережье, где спокойные блюзы, созданные техасскими переселенцами, вышли на новый рынок. В Чикаго и Детройте открывались новые фирмы, так что доля блюзовой продукции оставалась значительной. До этого времени в коммерческом аспекте блюзы считались «расовой» музыкой. Это выражение принятое даже в каталогах грамзаписи, существенно повлияло на популярность послевоенных ритм-энд-блюзов — термина не подразумевавшего расовую принадлежность.
Война, «запрет Петрилло», наложенный Союзом музыкантов на записывание и возникновение независимых компаний грамзаписи, способствовали разделению блюзовых записей на до и послевоенные, хотя на самом деле имела место постоянная эволюция, которую записи просто не отражают. Развлекательная индустрия военного времени поощряла и некоторые скоротечные модные течения — например «джайв». Этот термин в словаре черных американцев имеет много значений; он мог произойти от западно-африканского ‘jev’, означавшего «говорить пренебрежительно», это значение сохранилось и в современной Америке. Это слово применимо и к остроумной речи, форме стилизированного джиттербага (быстрого танца с резкими движениями под джазовую музыку). В черной музыке оно особенно применялось по отношению к легковесным, ритмичным «ерундовым» блюзам, популярным в 40-е годы во время «эры» свинга. Хотя слова джайвовых песен были наполнены намеками, остроумием, изысканностью или хитростью, музыка эта ассоциировалась с «хорошими» временами.
Самым ярким представителем джайва можно считать активно записывавшегося певца и альт-саксофониста Луиса Джордана с его «You Run Your Mouth And I’ll Run My Business Roll» (Decca 7705, 1940), «The Chick’s Too Young To Fry» (Decca 23610, 1945), «Let The Good Times Roll» (Decca 23741, 1945), «Saturday Night Fish Fry» (Brunswick 04402, 1949). К числу других «джайвистов» относились Фил Мур с его патриотическим, навеянным войной номером «I’m Gonna See My Baby» (Victor 20-1613, 1944) и белый пианист Гарри «Хипстер» Гибсон, записавший немало отвратительных песен типа — «Who Put The Benzedrine In Mrs. Murphy’s Ovaltine ?» (Musicraft 346, 1944).
Хотя джайв как таковой пришел в упадок, он частично сохранился как разновидность ритм-энд-блюза, особенно в записях Wynonie Harris’a, например «Grandma Plays The Numbers» (King 4276, 1948), «Bloodshot Eyes’ (King 4461, 1951). «Bloodshot Eyes» была «кавером» песни белого исполнителя Хэнка Пенни, а это свидетельство слияния черного и белого стилей, начавшегося во время войны и кульминацией которого стал рок-н-ролл. Термин ритм-энд-блюз охватывал большой объем музыки — так же, как и «расовая» музыка ранее. Это были не только блюзы или номера, имевшие отношение к блюзам; многие записи госпелов появились в ритм-энд-блюзовых списках — равно, как и множество вокальных квартетов. Такие чрезвычайно популярные группы входили в раннюю группировку The Ink Spots, либо в число госпел-квартетов 30-х-40-х годов, но их музыка становилась более изощренной, «светской» и сентиментальной. Среди них были таккие, как The Moonglows, The Flamingoes, The Drifters, The Dominoes, The Four Baddies, The Five Satins, The Pelicans, The Platters.
Блюзовые группы варьировались от крупномасштабных объединений — например, Лаки Милендера, Тини Брадшоу и Тода Родса — до таких, которые придерживались более «сырого» направления, с грубоватой «кабацкой» игрой саксофонов и риффованным сопровождением — подобно группам Билла Доггета или Билла Муза Джексона. Близкими к блюзовой традиции, хотя и знакомыми с популярным черным сугубо развлекательным искусством, были и певцы, записывавшиеся для Боба Геддинса и других новых продюссеров грамзаписи Западного побережья.
Свидетельством тому является соединение баллады «I Wonder» с сильным фортепианным фрагментом «Cecil’s Boogie» (Gilt Edge 501, 1944) в исполнении G I Sing-Sation’ Private Сесила Ганта. Формула Ганта соединяла популярную схему с более плотным блюзом, символизируя встречу стилей, которые можно обнаружить в игре и пении нескольких Техасцев, переселившихся в Лос-Анджелес или Окленд. Центром этого течения был пианист Чарльз Браун, чей стиль сформировался под влиянием традиционной игры Алекса Мура, но был многим обязан и вокальной Нат Кинг Кола. Работая с Three Blazes (гитаристы Джонни и Оскар Мур и басист Эдди Уильямс), он сделал немало записей, включая его оказавшую заметное влияние «Drifting Blues» (Aladdin 112, 1946) и «Merry Christmas Baby» (Exclusive 63, 1947). Выходцем из Техаса был и певец-пианист Флойд Диксон — о его происхождении говорит песня «Houston Jump» (Supreme 1528, 1947); его «Bad Neighbourhood» (Aladdin 3121, 1950) — одна из нескольких записей, также записанных с Three Blasers. Атуос Милборн, на которого повлиял Чарльз Браун, также приехал из Хьюстона; его «Train Time Blues» (Aladdin 206, 1947) была одной из его хит-записей, но подобно другим музыкантам из этой группировки (предпочитавшим цветные галстуки, белые костюмы и изысканную «клубную» внешность), его последующие записи стали сильно тяготеть к коммерции.
Очень близко к этим исполнителям примыкал гитарист Lowell Fulson — полуиндеец из Оклахомы, который перед переселением на Западное побережье работал с Тэксес Александером. Он искуссно, бегло играл на гитаре, да и пел сильнее, чем другие певцы Западного побережья; самыми значительными из многих его записей считаютс «Every Day I Have The Blues» (Swingtime 196, 1950), в которой среди прочих ему аккомпанировал пианист Ллойд Гленн, и его хит «Reconsider Baby» (Checker 804, 1954).
Но, возможно наибольшее влияние на музыкантов оказал другой записывавшийся на Западе техасский певец и гитарист Aaron (Tibeaux) ‘TBone’ Walker (род. Линден, 28.05.1910; ум. Лос-Анджелес, 16.05.1975). В 19 лет он под именем ‘Oak Cliff T-Bone’ начал записываться. «Whitchita Falls Blues» (Columbia 14506, 1929) отдавала долг памяти Блайнда Лемона Джефферсона, по чьим следам он пошел в Далласе. Он интенсивно путешествовал с медицинскими шоу в начале 1930-х годов; услышав, как Лес Пол играл на гитаре с усилителем, начал играть на инструменте и сам. Хотя он разработал технику игры на электрогитаре в блюзе в то же время, что и Чарли Кристиан — в джазе, до войны Уокер не сделал ни одной записи и даже до ее окончания в 1945 году «Call It Stormy Monday» (Black And White 122, 1947) был совершенным блюзом, где Уокеру аккомпанировал небольшой состав музыкантов. Вообще сам он выступал с группой, которая компенсировала его тонкий голос, это также позволяло ему импровизировать. «Too Much Trouble Blues» (Capitol 944, 1947) и «Alimony Blues» (Imperial 5153, 1951) — примеры характерного сочетания его слегка хриплого голоса, остроумных текстов и быстрых гитарных фраз, отвечающих каждому куплету песни. Способность Уокера к четко выраженным ипровизациям даже в быстрых темах отлично прослушивается в его «Strollin’ With Bones» (Imperial 5071, 1950). Часто создается впечатление, что аккомпанирующий состав грозит подавить самого музыканта, но переделанные варианты его известнейших блюзов — «Stormy Monday» и «Mean The Blues» (Atlantic 8020, 1956) свидетельствуют о преобладании его собственного мастерства. Значимость Уокера как артиста в том, что он перекинул мост между Техасской народной традицией и современным блюзом. Это подтверждается примером городской изысканности Би Би Кинга, на которого Уокер оказал сильное влияние.
У многочисленных исполнителей, записывавшихс в 40-50-х годах на Западном побережье и в Луизиане (особенно в Новом Орлеане) — пианиста Ро Лонгхэйра Берда, вокалистов Роя Брауна, Чарльза Ватерфорда, Эдди Уинсона и гитариста-скрипача Кларенса Брауна — время от времени «случались» хиты.
Записывались и многие женщины-певицы, пользовавшиеся популярностью среди черной аудитории, включая блистательную Рут Браун, обладавшую широким диапазоном голоса ‘Big Maybelle’ Smith и игравшую на гармонике Willie Mae ‘Big Mama’ Thornton.
Многие из этих исполнителей работали преимущественно в блюзовом ключе, однако были и такие, чьи диски регистрировались, как ритм-энд-блюзовые, но на самом деле были более компромиссными. Предназначеные для подростковой аудитории и со все более усиливающимс коммерческим акцентом, продукция таких исполнителей часто называлась блюзом, но больше тяготела к категориям поп-музыки и рок-н-ролла. Не смотря на то, что рок-н-ролл расценивается как социальный феномен, оказавший влияние на поп-музыку и культуру в целом, он выпадает из обзора собственно блюза. В отдельных случаях границы этих стилей стерты и трудноопределяемы; примером тому — пианист из Нового Орлеана ‘Fats’ Domino (род. Новый Орлеан, 26.02.1928), исполнявший с одинаковой милой ностальгией и блюзовую «Please Don’t Leave Me» (Imperial 5240, 1953), и поп-песню «Blueberry Hill» (Imperial 407, 1956). Его записи пользоввались значительным спросом среди представителей среднего класса (в особенности, «Ain’t That A Slame» (Imperial 5348, 1955), «Bo Weevil» (Imperial 5375, 1956) и блюзовый стандарт «Blue Monday» (Imperial 5417, 1956)) и распродавались миллионными тиражами.
Очевиден вклад в эти жанры исступленно колотившего по фортепиано и визжащего Литтл Ричарда — по крайней мере в блюз; Чак Берри и Бо Дидли (Эллас Макдэниел) же «выдавали» меткие стихи, подходившие и для блюза, и для популярных баллад. Но все же они считаются не «чисто» блюзовыми певцами, а рок-н-рольщиками, чрезвычайно популярными как среди черной, так и белой аудитории.
Возможно, из-за неопределенности блюза в контексте ритм-энд-блюза и его связей с рок-н-роллом так сложно четко определить термин ритм-энд-блюз. Была попытка так называть приземленно, традиционно «домашние» блюзы в исполнении певцов-жителей Луизианы и Техаса. «Cairo Blues» (Gold Star 663, 1948) Лила Шона Джексона, «I’m Long Gone» (Speciality 478, 1953) Фрэнки Ли Симса и «Country Gal» (Modern 20-537, 1948) Эндрю Смоки Хогга представляли записи техассцев, сохранивших верность традиции.
Одним из наиболее знаменитых техасских гитаристов был Sam ‘Lightnin’ Hopkins (род. Сентервиль, Техас, 15.03.1912; ум. Хьюстон, 30.01.1982). Он был не только самым записывающимся блюзменом послевоенной эпохи, но также и самым последовательным музыкантом. К стилям, представленным в «Short Haired Woman» и «Big Mama Jump» ( обе Gold Star 3131, 1947), — гитарному и буги — он периодически возвращался. Один из немногих откровенно политических блюзов был его, изданный на 78-и оборотах «Tim Moore’s Farm» (Gold Star 640, 1947), но имевший сугубо местное значение. Позже в Нью Йорке, Хопкинс записал «Coffee Blues» (Jax. 635, 1950), ставший одним из первых его бестселлеров. Многие песни перекликались с окружавшей его обстановкой, включая тему азартной игры в «Policy Game» (Decca 48842, 1953) и медленный блюз «Lonesome In Your Home» (Herald 471, 1954). «Penitentiary Blues» (Folkways FS 3822, 1959) относится к числу его лучших записей. Она отмечена четким вибрато грубоватого голоса и ясными гитарными арпеджио. Многие из блюзов Хопкинса импровизируются, ему хорошо удавались потрясающе поэтичные образы — как в «Have You Ever Seen A One-eyed Woman Cry» (77 LA 12/1, 1959). В записи ему помогали его братья-блюзовые гитаристы Джон Генри и Джоель Хопкинсы, а в «Wimmin From Coast To Coast» (World Pacific 1296, 1960) он перекидывался фразами и строфами с Брауни Макги, Биг Джо Уильямсом и Сонни Терри. В манере Хопкинса прослеживается некотора повторяемость, но его оригинальное обращение с фразой и проникновенным чувством блюза превратили его записи в шедевры.
Из-за антрепринерской деятельности звукозаписывающих компаний и поисков новых талантливых исполнителей, записи не всегда обязательно дают точную картину количества блюзовых исполнителей. Тем не менее, когда городок Краули в Луизиане в середине 1950-х годов стал центром индустрии звукозаписи, здесь расцвели местные таланты; Ligtnin Slim (Otis Hicks) из Батон-Ружа, чей «Bad Luck And Trouble» (Excello 2096, 1957) был характерно мрачен и грубоват по тембру. Lonesome Sundown (Cornelius Green) и Slim Harpo (James Moore), придерживавшийс блюзовой традиции, но в более современном ключе. Во многом то же самое можно сказать и о Джексоне, Миссисипи или Мемфисе, где среди многочисленных исполнителей-выходцев из дельты Миссисипи, был пианист Вилли Лав, или человек-оркестр Джо Хилл Луис, по-прежнему выступавшие в деревенских барах и городских клубах. Периодически записывались и в Атланте (там ветеран блюза певец Блайнд Вилли Мактелл после войны сделал много записей), Нэшвилле, да, впрочем, где угодно. Хот немало южных сельских блюзов было записано в северных городах. Так, блюзы Габриеля Брауна из Флориды, например, «Down In The Bottom» (Joe Davis 5006, 1946), и «Church Bells» (Signature 32016, 1946) Ральфа Уиллиса из Алабамы записывались в 1940-е года в Нью Йорке, где, как и многие другие блюзмэны, поселились Браун и Уиллис.
Именно миграция на север способствовала оформлению деревенского звучания блюзов «Доктора» Айзека Росса из Миссисипи или Джей Пи Бобо Дженкинса из Арканзаса, записывавшихся в Детройте-городе, в котором с 30-и летнего возраста жил один из самых поразительных и выдаюшихс блюзменов — John Lee Hooker (род. Кларксдэйл, Миссисипи, 22.08.1917). Перед приездом в Детройт, Хукер работал на фабриках в Мемфисе и Цинциннати. Его перва запись — «Boogie Chilin» (Modern 20-627, 1948), пользовалась выдающимся успехом, превосходящая его быстрые ритмичные вещи типа «Wobbling Baby» (Chart 609, 1953). Обладатель густого, богатого голоса, он эффектно использовал вибрато в своих медленных блюзах, например, в «Cold Chills All Over Me» (Modern 862, 1952). Несмотря на то, что он активно записывался на 78-и оборотах, на его работе никак не отразилась и запись целых альбомов. «Black Snake» (Riverside 12-838, 1959) — типичный блюз с использованием «подвешенного» ритма, рокочущих припевов, строк, произнесенных шепотом и структуры вольного стиха. Переделывая темы в различных версиях, к примеру «Wednesday Evening Blues» (Riverside 12-321, 1960), Хукер выступал и как оригинальный автор стихов. Зачастую нестройные и малоритмичные куплеты его блюзов объединяет настойчивый и гипнотический ритм. «Birmingham Blues» (Vee Jay 528, 1963) относится к числу его самых выразительных записей. Хукера — автора средненького хита «Boom Boom» (Vee Jay 438, 1961) — можно услышать чаще других исполнителей, он выступает на блюзовых концертах и фестивалях с 1960 года, но его последующие записи лишены блеска.