Zydeco

Лишь об одной форме блюза можно говорить, как о основательно подвергшейся влиянию белой музыки, — zydeco или zodico. Этот стиль вырос из танцевальной музыки потомков французских переселенцев в Луизиане, которые смешались с индейцами, а позже и с неграми. Это были преимущественно охотники, рыболовы, и их наследники живут в заболоченных местах юго-запада Луизианы и поныне. Искаженное французское название их — cajuns. Музыка cajun приняла несколько форм; в частности, fais dodo, или деревенский танец, традиционно исполняетс оркестром, в состав которого входят аккордеон, гитара и иногда — скрипка и ритм — аккомпанимент.

Исследователь Джон Ломэкс, находясь в Луизиане, записал исполнителей черной cajun-музыки: Элиса Эванса (гармоника) и Джимми Льюиса (стиральна доска), игравших «Cajun Negro Fais Dos-dos Tune» (L. of C., 1934), и французские — негритянские танцы в исполнении Остина Колмена и Джо Вашингтона Брауна, поющих без аккомпанимента в самой ранней записанной версии «Les Haricots Sont Pas Sales» (L. og C. LBC13, 1934). На аккордеоне периодически играл и Ледбелли, к примеру, в деревенской танцевальной теме «Corn Bread Rough» (Asch 101, 1942).

В 20-х годах черный аккордеонист Амадей Ардон (Amade’ Ardoin) из Юниса, Луизиана, играл со своим приятелем Деннисом МакГи — издольщиком и белым скрипачом. Репертуар и манера игры Ардона выдерживались строго в рамках cajun-традиции и были представлены вальсами и ту-степами в сопровождениии аккордеона и голоса. Регулярно играя на танцах для белых в Эйс Плэйс, Юнис, он также не отказывался от приглашений и на домашние вечеринки черных. Ардон прославился и своей игрой, и своим кричащим, в стиле «холлеров», вокалом. Помимо многочисленных танцевальных мелодий, он записал и немало тем, бывших блюзами по ощущениям, но не по структуре, например — «Les Blues de la Prison» (Decca 17014, 1934) (вместе с МакГи) и «Les Blues de Voyages» (Bluebird 2189, 1934). Один из двоюродных братьев Ардона — Альфонс Ардон — в середине 60-х годов со своей черной группой все еще играл по существу музыку cajun — в основном все те же вальсы и ту-степы, но также и темы, вдохновленные блюзами, в частности, — «Les Blues du Voyageur» и «La Robe Barree», записанные в Луизиане с Ардоном (аккордеон) и Конри Фонтено (скрипка).

В 40-х и начале 50-х годов блюзы все больше и больше стали просачиваться в черную музыку cajun, и послевоенный ритм-энд-блюз с его раскачивающимс ритмом способствовал созданию гибрида, собственно и названного «zydeco». Из ранних записей отметим «Bon Ton Roula» («Let The Good Times Roll») (Macy’s 5001, 1950) Кларенса Гарлоу с романским ритмом и англоязычной вокальной партией, а также хит аккордеониста Бузу Чейвиса «Paper in My Shoe» (Folk Star 1197, 1954) . Однако, первыми записями zydeco в его блюзово-cajun-форме можно считать работы Clifton Chenier (род. Опелусас, Луизиана, 25.06.1925) «Clifton Blues» (Elko 920, 1954), записанный вместе с его двоюродным братом, гитаристом Моррисом «Биг» Шенье, был настоящим медленным блюзом. В то время как исполнители cajun играли простую 4-х ступенчатую диатоническую гамму на кнопочном аккордеоне, Шенье использовал универсальный (фортепианный) аккордеон, что и позволило ему играть в блюзовом ключе. Он также исполнял много танцевальных мелодий, таких как «Rockin’ Accordion» (Zynn 1011, 1961). В 1956 году он переехал в Хьюстон, Техас, в котором к тому времени уже проживала большая часть Луизианских французов (черных) и было немало танцевальных залов, где исполняли zydeco. Там к Шенье присоеденился его младший брат Кливлэнд Шенье, игравший на гофрированной металлической стиральной доске, одевавшейся на грудь. Ее стаккато — ритмы, усиленные барабанами, слышны на многих лучших записях Клифтона, включая его хит «Louisiana Blues» (Bayou 509, 1965). Еще большим успехом пользовался «Black Gal» (Bayou 704, 1966) (со скрипичной партией Морриса Шенье), в основу которой лег блюз 30-х годов Джо Паллена. Знаменитые танцевальные мелодии Шенье, например, — быстрая «Tu Le Ton Son Ton» (Arhoolie 1082) и медленная тягучая «Monfique» (Arhoolie 1038, 1967) с их утяжеленными ритмами были характерны для музыки «bal de maison». В 70-е годы Шенье активно гастролировал по США и Европе. «Jambalaya» (Arhoolie 1086, 1975), записанная в Монтре (Швейцария), отобразила расширение музыкального кругозора ее автора: в ней чувствуется влияние джаза, оживлена рок-ритмом и украшена гитарным соло Пола Сенегала. Бесспорно, Шенье являетс «королем» zydeco, чьему таланту и импровизационным способностям посвящен фильм Леса Блэнка «Hot Pepper» (1973).

Лидерство Шенье в жанре zydeco отвлекало внимание от других исполнителей, многие из которых также делали записи своих песен. Старая деревенска традиция игры на скрипке, представленная Конри Фонтено, запечатлена в его номере «Bee de la Manche» (Arhoolie (F) 5031, 1981), а музыка танц-залов Хьюстона в своей первозданной силе представлена в игре Сиднея Бабенью Альберта Шевалье, в частности в поздней версии «Les haricots Sont Pas Sale» (Arhoolie (F) 1009, 1961). Марсель Дюга был известен как превосходный аккордеонист, он записывался вместе с сильной группой, возглавляемой скрипачом Биллом Питэ, чья манера пения испытала заметное влияние Джимми Рида, к примеру в «Purty Lil Red Dress» (Flyright (E) LP543, 1969). Еще один аккордеонист — Элтон Рабин, более известный как ‘Rockin Dopsie’, играл в Лафайет с 40-х годов; его «Ma Negresse» (Sonet (E) SNTF718, 1975) типична своей строгой двухтактностью и кричащим вокалом.

Многие другие группы, исполнявшие zydeco пользовались в Луизиане большой популярностью. Сын Альфонса Ардона — «Блэк» Ардон (род. 1946), играющий на традиционном кнопочном аккордеоне вместе с ансамблем, в состав которого входят скрипка и электрогитара, демонстрирует строгую приверженность корням современного zydeco. «Bayou Two Step» (Arhoolie (F) 1091, 1984) характерна для этой гибридной музыки, которая в 80-х годах оказалась самой процветающей из всех блюзовых форм.

Смотрите так же:

Leave a Comment